Классификации моторных масел
Существует 5 классификаций моторных масел. Это — разновидности в соответствии с:
- ACEA;
- ГОСТ;
- АРІ;
- ILSAC;
- SAE.
Классификация по SAE
По данной классификации определяется изменение вязкости масла зависимо от температурного режима. По этому критерию выделяют 3 типа смазок:
- Зимние. Они самые жидкие. Это позволяет произвести запуск машины в морозную погоду. Зимний вид обозначается буквой W. Когда температура окружающей среды выше нуля, это масло не рекомендуется использовать вовсе. Ведь оно становится и слишком жидким и перестает выполнять свои функции.
- Летние. Имеют довольно большую вязкость, что позволяет использовать этот вид при плюсовых температурах. Такие масла обозначают только цифрами. В зимний сезон оно не будет выполнять свои функции.
- Всесезонные. Они пригодны для использования круглый год. Данный тип смазки обозначают такой комбинацией: 15W-40.
Классификация по API
Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения масел на две категории — «S» и «С» сохранился. К категории «S» (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) — масла, предназначенные для дизелей.
Масла в категории «S» разделяются на классы: (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита — тем лучше качество товара. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей — CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.
К энергосберегающим смазкам относят масла, качество которых выше класса SL. Такие масла позволяют сэкономить больше топлива.
Классификация по ILSAC
Разработали данный критерий американцы и японцы. Такие масла лучше подходят для японских автомобилей. Данный вид смазки является энергосберегающим. Можно использовать в любое время года. Выделено 5 нормативов:
- ILSAC GF-1 — устарела;
- ILSAC GF-2 — введена в 1996 году;
- ILSAC GF-3 — введена в 2001;
- ILSAC GF-4 — в 2004;
- ILSAC GF-5 — в 2010.
Классификация по ГОСТУ
Выделяют 2 группы — по вязкости и по действующим свойствам.
По вязкости:
- на зимнее время;
- летнее время;
- все сезоны.
Они обозначаются цифрами. Чем больше цифровое значение, тем больше вязкость масла. В летней и зимней по одному числу, а в универсальной смазке 2 числа. Первое означает вязкость по зимнему типу, а вторая по летнему.
Существует 6 групп масел по сфере использования. Там, где на упаковке написано цифра 1 — это для бензиновых моторов, цифра 2 — для дизельных. На универсальных жидкостях цифр не пишут.
Классификация по АСЕА
Разработали такую классификацию европейские автопроизводители. Разделили на 3 вида и 12 групп:
- А/В — предназначены для фургонов, микроавтобусов и легковушек, которые работаю на бензиновых и дизельных моторах;
- С — разработка для дизельных и бензиновых двигателей, которые которые имеют каталитический конвектор;
- Е — для грузовиков, которые работают на дизельном горючем.
Также в этой маркировке пишут номер продуктв, время введения в массовое пользование, а также указывают актуальные технические требования.
Выбор фирм, которые производят средства для смазки двигателей, очень широк. Мы попробуем отобрать самые лучшие варианты, а также предложим несколько дешевых товаров.
Что значит термин «полусинтетическое» моторное масло?
В основе лежит базовое масло второй группы качества с добавлением масел третьей группы и пакета присадок. Ко второй группе качества относят очищенные базовые масла на минеральной основе, произведенные из нефти.
К третьей группе относят масла из нефти подверженные гидрокрекинговой обработке. При гидрокрекинге базу подвергают многоступенчатой температурной обработке и очистке, тем самым выравниваются цепочки углеводородов, что дает право называть такие масла синтетическими.
Обратите внимание
Добавление масел третьей группы в базовое масло второй группы выводит продукт на новый уровень качества и называется полусинтетическим.
Качество таких масел сильно превосходит минеральные масла. Повышаются все ключевые показатели масла, такие как скорость окисления, повышение температуры вспышки, понижение температуры текучести, повышается прочность масляной пленки.
Что это дает на практике
Расширение температурного диапазона в обе стороны. То есть потеря текучести минерального масла в районе – 20 С°, а полусинтетического уже до – 35 С°.
Это и обусловило такую популярность полусинтетических масел, которые стоят недорого, а свойства приближены к синтетическим. Одним из таких масел является ЛУКОЙЛ-Люкс 5w-40 полусинтетическое.
Основные характеристики которого приведены в таблице
Наименование показателя | Единицы измерения |
Метод испытания |
Требования нормативов |
Фактические значения для образца |
---|---|---|---|---|
Вязкость кинематическая при 40 °С | мм2/с | ГОСТ 33 | нет данных | 83,06 |
Вязкость кинематическая при 100°С | мм2/с | ГОСТ 33 | 12,5-16,3 | 14,14 |
Индекс вязкости | — | ГОСТ 25371 | нет данных | 177 |
Щелочное число | мг. КОН на 1 г. | ГОСТ 30050 | нет данных | 7,90 |
Кислотное число | мг. КОН на 1 г. | ГОСТ 11362 | нет данных | 2,63 |
Зола сульфатная | % | ГОСТ 12417 | нет данных | 0,97 |
Температура застывания | °С | ГОСТ 20287 | нет данных | минус 44 |
Температура вспышки | ГОСТ 4333 | нет данных | 224 | |
Вязкость кажущаяся (динамическая), определяемая на имитаторе холодной прокрутки (CCS) при минус 30 °С |
мПас | АСТМ Д 5293 | 66001 не более |
4129 |
Испаряемость по методу Ноака | % | АСТМ Д 5800 | нет данных | 12,7 |
Массовая доля серы | % | АСТМ Д 6481 | нет данных | 0,392 |
Массовая доля элементов: | ||||
молибден (Мо) | нет данных | 110 | ||
фосфор (Р) | нет данных | 994 | ||
цинк (Zn) | нет данных | 1123 | ||
барий (Ва) | нет данных | |||
бор (В) | нет данных | 3 | ||
магний (Mg) | нет данных | 14 | ||
кальций (Са) | нет данных | 2368 | ||
олово (Sn) | мг/кг | АСТМ Д 5185 | нет данных | |
свинец (РЬ) | нет данных | 2 | ||
алюминий (AI) | нет данных | 1 | ||
железо (Fe) | нет данных | |||
хром (Сг) | нет данных | |||
медь (Си) | нет данных | |||
никель (Ni) | нет данных | 1 | ||
кремний (Si) | нет данных | 5 | ||
натрий (Na) | нет данных | 4 | ||
калий (К) | нет данных | 2 | ||
Содержание воды | 10..40 | 17 | ||
Содержание этиленгликоля | IR Units | АСТМЕ 2412 | 0..1 | |
Содержание продуктов окисления | 6..12 | 7 | ||
Содержание продуктов нитрации | 3..8 | 4 |
2 место: Castrol Magnatec 5W-40 А3/В4
Второе место отходит смазке, получившей достаточно широкую популярность среди отечественных и зарубежных покупателей. Универсальное масло подходит для бензиновых и дизельных агрегатов. Согласно заявлениям производителя, в состав смеси включены запатентованные присадки, увеличивающие адгезию лубриканта на 40%, что значительно снижает степень износа двигателя на старте.
Отдельно подчеркивается умеренная ценовая политика. Масло Кастрол Магнатек SAE 5W40 А3/В4 на 10-15% дешевле ближайших аналогов рынка.
Достоинства:
- прекрасные смазочные свойства;
- легкий пуск двигателя в мороз;
- широкое распространение.
Недостатки:
- попадаются подделки;
- относительно короткий срок эксплуатации.
Лучшие полусинтетические моторные масла для бензиновых двигателей
Полусинтетика — масло, которому уделяют внимания. А ведь при его помощи можно объединить все плюсы минералки и полностью синтезированных смазочных материалов. В текущий рейтинг вошли следующие моторные масла из категории полусинтетических:
- LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30— в качестве основной присадки используются составы с применением титана. Благодаря этому удается образовать прочную защитную пленку на внутренних поверхностях двигателя. За счет этого обеспечено увеличение рабочего ресурса силового агрегата. Кроме того, масло этой серии отличатся высокой устойчивостью к выгоранию, падение уровня в ДВС с нормальным рабочим состоянием минимальное. Есть возможность совмещения со смазочными материалами других производителей, но максимальный эффект наблюдается только при применении оригинальных составов.
-
Shell Helix HX7 5W-30 — в этом составе удалось соединить все преимущества минералки и синтетики. Подходит к двигателям, работающим на любых типах топлива, не теряет своих эксплуатационных характеристик в различных климатических условиях, может применяться по всей территории России.
Улучшенные показатели по защите внутренних поверхностей силового агрегата от коррозии, способность к очистке от нагара.
-
LK-SUPER-5W40 — хороший по стоимости вариант от российского . Практически ни в чем не уступает импортным аналогам, сохраняет параметры вязкости в разных температурных условиях. Обеспечивает регламентированные смазывающие показатели при любой температуре окружающей среды.
-
Maximum 5W-40 — еще один российский представитель (Роснефть) в текущем рейтинге. Отличается повышенными противоизносными характеристиками. Масло способно выдерживать критические режимы работы даже при особо сложных условиях эксплуатации транспортного средства. Способствует удалению нагара, по классификации API соответствует категории SG/CD.
- Gazpromneft Super 5w-40 — это масло больше подходит для применения в автомобилях, двигатель которых уже намотал немалый пробег. Оно отлично справится с поддержанием рабочего ресурса, обеспечит запуск при морозе. Особых защитных показателей от него ждать не стоит, но со своими задачами справляется на весьма высоком уровне.
Расшифровка обозначения моторных масел
Машинное масло на упаковке имеет соответствующую его классу и характеристикам маркировку, основываясь на которую, несложно выбрать оптимальный для собственного пользования продукт:
- Первое число обозначает прокачиваемость в соответствующем диапазоне функциональной температуры – время, за которое масло попадет в систему после запуска двигателя. Чем оно ближе к нолю, тем ниже температура работы.
- Буквенное обозначение W – определяет смазку как зимнюю.
- Второе число – вязкость. Чем выше показатель, тем сильнее густота при нагреве мотора.
Понимание маркировки позволит выбрать подходящую смазку даже без спецификации.
Классификация моторных масел
API
API является американским стандартом, который имеет две категории – S (для бензиновых моторов) и C (для дизелей). Затем в обозначении API следует вторая буква, указывающая характеристики и актуальность смазки. Иными словами, чем выше или ниже буква по латинскому алфавиту, тем выше или ниже качество масла. Универсальные моторные масла (для бензиновых и дизельных моторов) обозначаются в виде SF/CH.
Рассмотрим актуальные обозначения API для бензинового масла 5W-40:
- SH – действует с 1993 г., для автомобилей до 2004-2006 г. в.
- SJ – действует с 1996 г., для автомобилей до 2007 г. в.
- SL – действует с 2000 г., для автомобилей до 2008-2010 г. в.
- SM – действует 2004 г., для автомобилей до 2011-2016 г. в.
- SN – действует с 2010 г., для автомобилей до 2021 г.
- SP – действует, с 2020 г.
АСЕА
- АСЕА – европейский аналог американского API, который имеет несколько категорий:
- А/В – для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей
- С – для дизелей и бензиновых моторов с высокими экологическими требованиями, а также оборудованными сажевыми фильтрами или каталитическими нейтрализаторами
- Е- исключительно для высоконагруженных дизелей (для коммерческого транспорта)
Рассмотрим актуальные обозначения АСЕА для бензинового масла 5W-40:
- А1/В1 – такое масло обладает низким коэффициентом трения и имеет повышенный интервал замены
- А3/В3 – такое масло подходит для высокофорсированных моторов, является всесезонным, обеспечивает топливную экономичность и увеличенный интервал замены
- А3/В4 – такое масло способствует экономии топлива и отличается повышенным интервалом замены
- А5/В5 – такое масло подходит для высоконагруженных моторов и рассчитано на длительный интервал замены
- С1/С2 – такое масло имеет различный набор присадок, обладает низким коэффициентом трения, подходит для двигателей с трехкомпонентными нейтрализаторами и продлевает их срок службы
- С3/С4 – такое масло имеет различный набор присадок и рекомендуется для высокофорсированных бензиновых моторов с нейтрализаторами и экологическими нормами не ниже Евро 5
Дизельное масло какой фирмы лучше выбрать
Первое, с чего начинают подбор товара для покупки – знакомство с маркой производителя, его репутацией, ассортиментом и гарантиями качества. А значит, прежде чем перейти к анализу лучших дизельных масел, целесообразно узнать больше о том, какие бренды признаны ведущими в 2020 году. Эксперты отметили следующих:
- Газпромнефть – вертикально-интегрированная нефтяная компания из России, зарегистрированная в 1995 году. Занимается преимущественно поиском, добычей газа, нефти, переработкой продукции, производством и реализацией. По объемам таких работ входит в тройку лидеров страны.
- Castrol – британский производитель смазочных материалов, таких как трансмиссионные, моторные масла и другие спецпродукты. Дата основания 1899 год, принадлежит группе компаний BP. Представительства находятся в более чем 130 странах мира.
- ELF – дочерняя компания фирмы Тотал, организованная в 2014 году. Тотал известна во многих странах качественными техническими жидкостями. Марка Эльф представила новый взгляд на масла в двух группах Эволюшн для умеренной езды и Спорти для интенсивных нагрузок.
- ZIC – торговая марка, принадлежащая южнокорейской компании SK Lubricants, что производит и поставляет смазочные материалы в более чем 40 стран мира. В 2020 году ассортимент обновился по новым уникальным рецептурам.
- Motul – французская компания, основанная в 1853 году. Занимается исключительно выпуском смазочных материалов двигателей на основе рыбьего жира для промышленности, разных средств передвижения.
- Shell – британско-нидерландская нефтегазовая компания, функционирующая с 1907 года. Уже два года считается крупнейшей публичной нефтегазовой компанией мира, входящей в топ-11 по рейтингу Forbes Global 2000 и топ-5 по Fortune Global 500.
- Champion – торговая марка, принадлежащая бельгийской компании Wolf Oil Corporation, что занимается разработкой всех компонентов для смазочных веществ, средств для ухода за автомобилями. 70% продукции поставляется более чем в 55 стран мира.
- Liqui Moly – немецкая компания, организованная в 1957 году. Занимается производством масел, присадок, смазочных материалов, автохимии для транспортных средств. Ежегодно выпускается свыше 6000 наименований ассортимента.
- Idemitsu Kosan – крупная нефтяная компания из Японии, основанная в 1911 году. Вторая в мире по величине корпорация сразу после мирового гиганта Nippon Oil. Прославилась высококачественными смазочными материалами, маслами.
- Oilright – одна из старейших торговых марок компании Delfin Group. Дословный перевод названия – «правильное масло», как заверяет производитель, это качественная продукция со справедливыми ценниками. Покупателю представлена полная палитра присадок, смазочных материалов.
- Mobil – американская компания, основанная в 1911 году. Является одной из самых влиятельных нефтяных компаний мира, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих топливо. Применяет инновации и технологические достижения для удовлетворения потребностей энергетической отрасли рынка.
- Bardahl – мировой производитель смазочных материалов в мире автотранспорта, основанная в 1939 году в Норвегии. Площадки представительства находятся в Италии, Бельгии, Франции и других странах.
- Eneos – самый крупный по масштабам производитель моторных смазок в Японии. Основная доля производства находится в Южной Корее. В ассортименте представлено свыше 20 наименований с минеральной, полусинтетической, синтетической основой.
Самые лучшие моторные масла 5W40
Рейтинг лучших моторных масел 2018-2019 года можно составлять исключительно из продукции, маркированной 5w40. Эта категория используется повсеместно и получила наибольшее распространение, благодаря своей универсальности. Такие моторные масла подходят даже для машин до 800 тысяч рублей.
- Motul 8100 X-clean – демонстрирует заявленные показатели снижения расхода топлива, очищает двигатель и защищает в дальнейшем, не теряет функциональности при понижении заявленной температуры в -25 °C.
- LIQUI MOLY Molygen New Generation – всесезонное масло с высоким показателем стабильности, обеспечивает равномерное покрытие движущихся деталей, снижая трение, уменьшает расход горючего на 4%.
- Castrol Edge – присадка из соединений на основе титана, покрывает механические части мотора, очищает и защищает их, увеличивая мощность агрегата.
- Лукойл Люкс синтетическое SN/CF – лучшее российское моторное масло, благодаря которому автомобильные механизмы функционируют плавно и мягко.
- ELF Evolution 900 NF – синтетическая смазка, работающая с широким диапазоном бензиновых и дизельных агрегатов. Исключение составляет только наличие дизельного сажевого фильтра. Обеспечивает эффективную очистку и длительную эксплуатацию.
Это актуальный топ-5 моторных масел 5w40 для 2018-2019 года.
Полусинтетика 5W-40: ТОП-5 масел
1.Shell Helix HX7 5W-40
550046374 – 575 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SN
- Допуск АСЕА – А3, В4
- Допуск VW – 505.00
- Назначение – бензин, дизель, газовое топливо
- Индекс вязкости – 172
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 87,42/14,45
- Вязкость динамическая при минус 35 гр. – 20200
- Плотность при 15 гр. – 0,899
- Температура застывания – минус 45 гр.
- Температура вспышки – 242 гр.
- Общий щелочной/кислотный показатель – 10,32/1,81
- Доля серы/золы/цинка/фосфора – 0,415/1,21/921/901
2.Mobil Super 2000 X3 5W-40
155337 – 1950 р за 4 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SN Plus
- Допуск АСЕА – А3/В3, А3/В4
- Назначение – бензин, дизель
- Цвет – янтарный
- Индекс вязкости – 165
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 80,8/13,2
- Плотность при 15 гр. – 0,859
- Температура застывания – минус 39 гр.
- Температура вспышки – 225 гр.
- Доля золы сульфатной/фосфора – 1/0,10
3.G-Energy Expert L 5W-40
253140260 – 500 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SL/CF
- Допуск АСЕА – А3/В3/В4
- Назначение – бензин, дизель
- Индекс вязкости – 168
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 88,1/14.3
- Плотность при 15 гр. – 0,856
- Температура застывания/Вспышки – минус 40/228 гр.
- Общий щелочной показатель – 10,1
4.Motul Power LCV Euro+ 5W-40
106131 – 650 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SN/CF, CF, SN
- Допуски MB – 229.51
- Допуски VW – 505.01, 502 00, 505 00
- Допуски Renault – RN 0700, RN 0710
- Цвет – янтарный
- Индекс вязкости – 172
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 84,7/14,1
- Плотность при 15 гр. – 0,896
- Температура застывания/вспышки – минус 39/234 гр.
- Общий щелочной показатель – 7,5
- Доля сульфатной золы – 0,80
5.Neste Premium 5W-40
1162 52 – 620 р за 1 л
Характеристики:
- Тип – полусинтетика
- Вязкость SAE – 5W-40
- Допуск API – SM/CF
- Допуск АСЕА – А3/В4
- Назначение – бензин, дизель
- Цвет – янтарный
- Индекс вязкости – 167
- Вязкость кинематическая при 40/100 гр. – 88/14,1
- Вязкость динамическая при минус 30 гр. – 5220
- Плотность при 15 гр. – 0,879
- Температура застывания/вспышки – минус 45/230 гр.
- Доля сульфатной золы – 0,86
ТОП самых дорогих полусинтетических масел
Большое количество пользователей эксплуатирует в автомобилях полусинтетические масла, так как они обладают высокими эксплуатационными характеристиками. Такой тип масла вобрал в себя основные преимущества минеральных и синтетических масел, поэтому обладает более высокой ценой.
Mitsubishi Diaqueen Motor SL/CF 10w-30 4L
Это моторное масло высшей классификации, которое предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях автомобилей марки Mitsubishi. Произведено с использованием технологии гидрокрекинга.
Обладает низкотемпературными характеристиками и высокими антиокислительными свойствами, обеспечивает легкий пуск и надежную работу двигателя в любых ситуациях.
Характеристики:
- по типу применения – легковые автомобили;
- вязкость – 10w-30;
- тип двигателя – турбодизель, дизель и бензин;
- страна-производитель – Япония.
LIQUI MOLY TOP TEC 4200 5W-30
Полусинтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, оснащённых двойной системой нейтрализации отработавших газов.
Значительно усилена стойкость базового масла к окислению, и применен уникальный пакет присадок с ограниченным количеством серы, фосфора и хлора.
Характеристики:
- вязкость – 5w-30;
- тип двигателя – бензиновый, дизельный;
- по типу применения – легковые авто;
- страна-производитель – Германия.
XADO LX AMC Black Edition 10w-40 Sl/CI-4
Премиальное всесезонное полусинтетическое масло с синергетической формулой АМС с расширенными эксплуатационными характеристиками. Применяется для двигателей легковых машин, автобусов, малых и тяжелых грузовых автомобилей, микроавтобусов и пр.
Характеристики:
- вязкость – 10w-40;
- по типу применения – любые виды машин;
- тип двигателя – дизель, бензин, турбодизель;
- страна-производитель – Голландия.
Motul 4t ATV-UTV Expert SAE 10w40 4L
Высокоэффективное масло для моторов четырехтактных квадроциклов и мотовездеходов. Создано для любых коробок передач и любого сцепления – сухого или мокрого. Благодаря невысокому содержанию фосфора и серы отлично взаимодействует с системами очистки.
Техносинтетическое масло усилено синтетическими добавками, укрепляющими масляную пленку, её сопротивляемость нагреву и нагрузкам. Оно повышает устойчивость к сдвигу, уменьшает физический износ двигателя и продлевает срок его службы.
Характеристики:
- вязкость – 10w-40;
- предназначение – для 4-хтактного двигателя;
- страна-производитель – Франция.
MOLYGEN NEW GENERATION 10W-40
Высокопроизводительное моторное масло легкого хода для всесезонного применения. Нестандартные базовые масла, самые современные присадки и специальный компонент молиген позволили получить низковязкое, высокостабильное моторное масло, которое эффективно предотвращает отложения, снижает потери на трение и оптимально защищает от износа.
Характеристики:
- вязкость – 10w-40;
- тип двигателя – бензиновый и дизельный;
- страна-производитель – Германия.
Лучшие фирмы моторных масел
При подборе моторного масла лучше всего обращать внимание на продукцию известных, зарекомендовавших себя брендов
IDEMITSU
Крупная японская нефтяная компания по производству различных автомобильных двигателей. Продукция отличается качеством и долговечностью. К тому же внушительный модельный ряд масел всегда позволяет подобрать оптимальный вариант именно для своего мотора.
SHELL
Одна из самых известных нефтяных компаний родом из Нидерландов. Уже много лет поставляет на рынок качественные масла и смеси для двигателей автомобилей и других транспортных средств.
Castrol
Британская компания, которая специализируется именно на смазочных материалов
Внушительный опыт работы и максимальное внимание к каждому товару позволило фирме захватить значительную часть рынка и стать оптимальным вариантом для многих пользователей
LIQUI MOLY
Немецкий бренд, под которым уже много лет выпускаются одни из самых качественных и эффективных моторных масел. Предлагает пользователям внушительный выбор смесей для любых целей.
От выбора моторного масла во многом зависит функциональность и, что самое главное, долговечность мотора. Качественные смазывающие смеси смогут гарантировать стабильную работу всех узлов, а также очистку компонентов от различных загрязнений. Все это влияет на срок службы двигателя в целом.
Как меняется вязкость масла
В разных климатических условиях масло меняет свою вязкость при нагреве и охлаждении. Так, более высокая температура воздуха способствует снижению вязкости масла, которое становится более жидким и текучим. При этом длительная эксплуатация в зимних условиях (с минусовыми температурами) приводит к тому, что масло становится более густым и склонным к замерзанию. В связи с этим производители смазочных материалов разработали следующие требования, которым должны удовлетворять все современные моторные масла 5W-40:
- Непрерывная прокачка по каналам системы смазки при минусовых температурах
- Высокая несущая способность масляной пленки при рабочей температуре двигателя
Тесты синтетических моторных масел
Все марки автомасел тестируются как на производстве, так и в независимых лабораториях.
Проводится проверка:
- технических показателей (температурная выносливость, вязкость);
- физических свойств – разные показатели эффективности, обеспечения сохранности деталей;
- химические свойства, которые пользователь определить может самостоятельно (если показатели соответствуют норме, то отвод тепла идет правильно).
Технические данные важны для каждой марки автомасел. Обязательно на упаковке ставится кодировка вязкости. На основе этого критерия идет выделение категорий – синтетика, полусинтетика, минеральное моторное масло.
Например, в 5W40, элита в цилиндрах, крайние 2 цифры свидетельствуют о работе при температуре до -40°С. Стоит учесть, что содержание ПАО в моторных маслах тоже разное.
Во время сертификации для России, лаборатории тестируют смазочные жидкости по следующим нормам:
- кинематическая вязкость (для этого проводят тест, где измеряются показатели текучести при 100°С). А также индекс вязкости, но уже учитывается разная температура;
- щелочное число, показывающее количество примесей;
- плотность – проверяется ареометром;
- температура вспышки, когда тестирование проводится в открытом тигеле;
- кислотное число – указывает на присутствие в жидкости продуктов окисления;
- содержание сульфатной золы.
Минимальная температура холодного пуска двигателя, °С |
Класс вязкости по SAE О 300 |
Максимальная температура окружающей среды, °С |
ниже -35 | 0W-30 | 25 |
ниже -35 | 0W-40 | 30 |
-30 | 5W-30 | 25 |
-30 | 5W-40 | 35 |
-25 | 10W-30 | 25 |
-25 | 10W-40 | 35 |
-20 | 15W-40 | 45 |
-15 | 20W-40 | 45 |
Полностью проверяются и другие данные, которые дают представление о технических, физических и химических свойствах. На основании этих тестов определяют, какие смазки лучшие для выбранных марок автомобилей.
Большинство “гаражных мастеров” спрашивают – как отличить минеральное масло от синтетического в домашних условиях. Тут мнения специалистов разделились. Способов есть несколько.
Самый распространённый из них прозвучал на форуме oil club – прокипятить жидкость. Если выпал осадок, то значит это минералка. Так как в смазке присутствуют разные добавки серы и других ароматических средств. При температуре кипения добавки начинают распадаться и выпадают в осадок.
Синтетика в отличие от минералки прозрачная. Сегодня марки жидкостей встречаются с разным окрасом. Синтетика в последнее время всё чаще выпускается с добавками. Так что способа отличить категории смазки в домашних условиях нет.
Что контролируем?
О здоровье пациента будем судить по изменению базовых физико-химических параметров. Это динамика изменения вязкости масла при разных температурах, щелочного и кислотного чисел, а также температуры вспышки. Шкала двухуровневая, типа «жив — мертв». К примеру, мертвым считаем то масло, вязкость которого выходит за пределы, предписанные классом SAE. В нашем случае допустимый диапазон вязкости берем 12,5…16,3 сСт. Падение щелочного числа более чем в два раза от исходной величины — это общепринятый браковочный параметр, его также примем условным критерием смерти масла. Другой критерий (по нему мы еще ни одно масло не отбраковали) — так называемое выпадение пакета присадок, говорящее о полной непригодности масла. Оно характеризуется резким (минимум тройным) снижением концентрации в масле активных элементов — цинка, бария, фосфора — по отношению к исходному количеству.
Как обычно, проверим уровень отложений, которые дает масло в процессе работы. Для этого оценим их количество и цвет на боковых поверхностях поршней (так называемый аналог метода ПЗВ). Совсем белый поршень — ноль баллов, весь черный — шесть баллов. Промежуточные градации имеют в этом интервале свои баллы. Все это относится к так называемым высокотемпературным отложениям. А низкотемпературные оценим количественно, взвесив до и после испытаний главные грязесборники — приемный грибок масляного насоса, а также сетку маслоотделителя из клапанной крышки. Увеличение массы деталей покажет «степень неаккуратности» работы масла.
Оценить изменения защитных функций масла при работе в циклах «трасса» и «пробки» помогут параметры изношенности двигателя после цикла испытаний. Их можно определить по содержанию основных продуктов износа в масле (для нас индикатором было наличие в нем железа), проводя точное взвешивание поршневых колец и вкладышей подшипников коленчатого вала до и после испытаний.
Предпочтение по брендам производителя
У каждой марки и модели автомобиля, заводом-изготовителем предписано использование конкретного горюче-смазочного состава для использования в двигателе. Так, с учетом особенностей конструкции двигателя следует подбирать оптимальный состав масла и бензина. В случае же, если транспортное средство эксплуатируется на дизеле или газу, при подборе масла необходимо обязательно учитывать этот момент.
Нельзя забывать и об условиях эксплуатации транспортного средства, ведь для серьезных холодных условий следует использовать одно масло, а для езды в летнюю знойную погоду — совершенно другое. Поэтому при выборе смазочных материалов стоит делать поправку на температурные условия, при которых обычно используется машина.
На современном рынке смазочных составов превалирует два типа масел — синтетическое и полусинтетическое. Особняком стоят минеральные смазывающие составы, их популярность постепенно сходит «на нет» из-за устаревшего химического состава и неспособности сохранять свои свойства в сложных условиях.
Дешевое масло — дорогие проблемы
Крайне не рекомендуется выбирать моторное масло, исходя только из технического соответствия (тип масла и показатели вязкости) и низкой цены.
Вообще, как показывает практика большинства автовладельцев — масло, совершенно не тот, расходник на котором стоит хоть сколько-нибудь экономить.
Плохие смазочные свойства дешевых брендов сводят на ноль всю экономию при обслуживании транспортного средства, ведь некачественные расходники неумолимо уменьшают срок службы мотора, а значит и машины в целом.
Халатное отношение к выбору смазочных составов и несвоевременная их замена может повлечь ряд негативных последствий, таких как:
- перегрев двигателя, влекущий за собой дорогостоящий ремонт
- масляное голодание
- закоксовка масла
- преждевременный выход из строя турбин и компрессоров
- ускоренная выработка трущихся элементов двигателя из-за большой вязкости масла.