Чипы, спрос и глобальная инфляция
В резком росте цен на автомобили виноваты в основном два фактора — децифит чипов на мировом рынке и повышенный спрос. Первый приводит к недопроизводству машин (у «АвтоВАЗа», например, за первые 11 месяцев 2021 года оно составило примерно 100 тысяч штук), рассказал партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Что же касается спроса, по мнению эксперта, в числе прочего он подстегивается тем, что самые массовые продажи автомобилей (почти по три миллиона в год) в России наблюдались в 2013—2014 годах.
По сравнению с 2019 годом в физическом выражении машин в этом году во всем мире будет продано примерно на 9% меньше (около 74 миллионов вместо 90 миллионов штук). Но это падение не настолько сильное, чтобы вызвать такой ажиотажный спрос и взлет цен, возразил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он видит главную причину происходящего в общей экономической ситуации.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Подорожание всего и вся — вовсе не российская специфика, напомнил эксперт. За последние два года денежная база в мировой экономике увеличилась почти на пять триллионов долларов, и результатом почти бесперебойной работы печатных станков ведущих стран стала глобальная инфляция. Цены выросли везде. В США наценка на автомобиль в рознице доходит до 50% от его себестоимости, уверяет Петр Шкуматов.
Рынок продавца
На дефицит машин ссылаются и дилеры. Помимо проблемы с чипами, на это влияют (возможно, даже в большей степени) сложности с логистикой и ковид-ограничения. В 2021 году практически все производители в среднем четыре раза корректировали в сторону уменьшения планы поставок новых автомобилей в автосалоны, рассказал генеральный директор «Фреш Авто», вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль. Именно сокращением предложения объясняется превышение спроса, считает он.
Вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль.
По словам эксперта, сам по себе спрос не вырос, он просто стал более целевым (люди ищут конкретные популярные модели). А вот общий трафик посетителей в автосалонах сократился по отношению к 2020 году в среднем в два-три раза. Но с учетом того, что машин на всех желающих все равно не хватает, выигрывают все-таки продавцы, которые и диктуют цены.
Он признает, что на рынке есть дилеры-негодяи, которые омерзительно себя ведут и откровенно хамят клиентам, но есть и нормальные продавцы, которые хотя бы объясняют, почему в сложившихся условиях не могут продать машину дешевле и без дорогого дополнительного оборудования.
Автодилеры советуют россиянам отказаться от покупки машины, тем более в кредит, в текущих условиях. «Я вообще сейчас не рекомендую без особой надобности покупать автомобили», — заявил генеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко. С ним согласился и Денис Мигаль:
Генеральный директор компании «АВТОDOM Подписка» Максим Шишко.
По словам дилера, он заметил среди автовладельцев тенденцию лучше обслуживать свои автомобили. К тому же с каждым годом это становится дешевле, поскольку официальные сервисы все острее конкурируют с нелегальными.
Китайцы наступают
Текущая ситуация на российском авторынке может привести к заметному увеличению доли китайских автомобилей, полагают участники дискуссии. В условиях резкого роста цен на самые популярные марки покупатели стали более благосклонно воспринимать их аналоги из КНР, пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
По словам эксперта, еще даже год назад какие-то новые и недешевые китайские автомобили воспринимались спорно. Например, видя Geely Tugella за 2,5 миллиона, человек говорил: «Хорошая машина, но я лучше пойду куплю за эти деньги Hyundai Santa Fe». Теперь Santa Fe за те же деньги не купишь, а Tugella подорожала в разумных пределах.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Китайские производители намеренно сдерживают цены и в некоторых случаях даже готовы работать себе в убыток, чтобы завоевать рынок, уверяет Денис Мигаль. Пять-семь лет назад KIA и Hyundai делали примерно то же самое, напоминает он.
«Скорее всего, будет изменение долей рынка. Такого окна возможностей для всех, кто хочет завоевать рынок, давно не было. Уже в этом году многие покупали „китайцев“. Я сам вижу на дорогах все больше и больше китайских автомобилей», — соглашается координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он допускает, что в 2022 году доля машин из КНР в России может даже удвоиться. По словам эксперта, этому способствует тот факт, что китайцы сами производят электронные компоненты, то есть в меньшей степени зависят от тотального дефицита чипов, с которым столкнулся весь мир. Кроме того, у них общая граница с РФ, и крупногабаритные грузы можно перевозить по железной дороге. То есть и глобальный логистический кризис здесь тоже не так сильно мешает. И самое главное — действительно меняется отношение российских покупателей к китайским автомобилям.