Содержание:
Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.
Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Найти оборванный провод или повреждение изоляции легко (например, плохой контакт всегда греется).
В этом случае смотрим — если искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Сейчас подробно о главных узлах проводки Иж планета.
Бесконтактное зажигание. Замена проводки, установка подковы и реле регулятора
История мотоциклов завода Ижмаш начинается с 30-х годов прошлого столетия. За это время были выпущены много модификаций байка ИЖ 1 – 6. Они пользуются большой популярностью. Статья посвящена байку ИЖ Планета 5, рассматриваются его особенности, схема проводки ИЖ Планета 5, рассказывается о техническом обслуживании.
Особенности мотоцикла
Мотоцикл ИЖ Планте 5 имеет оригинальное название ИЖ 7.107. Также как и ИЖ 6, он относится к среднему классу мототехники, предназначен для передвижения по дорогам с любым покрытием. Главной особенностью является использование масляного насоса, при заправке нет необходимости добавлять масло в бак, а также бесконтактная система зажигания, которая работает независимо от АКБ.
Появилась возможность заводить мотоцикл с толкача. Для этого нужно включить зажигание, вторую скорость и, при толкании байка вперед, заводится двигатель. Правда, без аккумулятора эксплуатация возможна лишь в светлое время суток.
Пятая Планета может дополняться грузовым прицепом и пассажирской коляской. Для снижения усилий выключения сцепления байк имеет муфту сцепления из 7 пар дисков. На ребрах цилиндра установлены виброгасители. Важная особенность этой серии – наличие гидропневматической подвески с дисковыми тормозами, которые способствовали плавности хода. Мощность составляет 22 лошадиных сил, максимально возможная скорость – 120 км/ч. Объем двухтактного одноцилиндрового двигателя — 346 см3. Силовой агрегат имеет хорошую тягу на малых оборотах.
Электрооборудование ИЖ Планета 5
На мотоциклах ИЖ 3, 4, 5 и 6 установлено 12-ти вольтовое электрообоорудование. Проводка ИЖ Планета 3 и 5 состоит из стандартных ламп накаливания номиналом 12 Вольт, набора приборов и выключателей.
Электропроводка однопроводная, минусового провода нет, его роль выполняет рама байка. Планета 4 аналогична схеме электрооборудования Планета 5.
Электросхема включает в себя такие основные компоненты:
- генератор;
- повороты и габаритное освещение;
- головной свет;
- бесконтактную систему зажигания.
Источником питания на мотоциклах ИЖ как 5, так и шестерки является аккумуляторная батарея и 3-х фазный генератор переменного тока. В генераторе переменный электроток с обмоток подается на выпрямитель, и преобразуется в постоянный ток. Через замок зажигания электропитание поступает всем потребителям (автор видео — altevaa TV).
Цепь головного света мотоцикла ИЖ Планета 5 состоит из: лампочки головного света фары, синей контрольная лампочки включения, лампочки стояночного света, лампочки заднего стоп-сигнала.
На байке стоят следующие контрольные приборы:
- тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
- спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
- указатель температуры силового двигателя;
- вольтметр.
Техническое обслуживание
Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:
- проверять генератор мотоцикла, если в аккумуляторе теряется заряд;
- выставлять зазор между контактами прерывателя;
- регулировать качество звукового сигнала.
Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:
- мотоцикл двигется под дождем длительное время, так как это вызывает окисление контактов;
- мотоциклист ездит по местности, на которой много растительности, повреждающей проводку;
- водитель катается в зимнее время по снегу, который может налипнуть на детали электропроводки и повредить их.
Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда
Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.
Для проверки своими руками необходимы:
- прибор мультиметр;
- прямая отвертка.
Пошаговая инструкция
Необходимо следовать следующим этапам:
- Отключить провода от аккумулятора и демонтировать крышку генератора.
- Отсоединить 5 верхних проводов от генератора, открутив перед этим их крепления. Для того чтобы не перепутать провода при сборке, стоит их пометить.
- Измерить сопротивление обмоток, используя мультиметр в режиме омметра. Для этого нужно прикоснуться одним щупом к корпусу, а другой следует подключать по очереди к 3 проводам обмотки. Должны отсутствовать короткие замыкания, о чем будет свидетельствовать надпись на экране мультиметра.
- Протестировать сопротивление между контактами статора: необходимо по очереди прикасаться к ним щупами мультиметра. Значение на экране должно быть 8 Ом.
Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.
Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках
Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?
Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:
- прямая отвертка;
- гаечный ключ на 10;
- ключ для свечей;
- щуп толщиной 0,4 мм (+/– 0,05 мм).
Далее необходимо последовательно выполнить этапы:
- Мотоцикл установить на подставку, коробку перевести в нейтраль.
- Снять правую крышку картера и выкрутить свечу зажигания.
- Ключом на 10 ухватиться за болт крепления ротора генератора и повернуть коленчатый вал в положение, при котором контакты максимально отдалены.
- Ослабить винт прикрепления контакта.
- Поместить щуп между контактами и регулировать затяжку эксцентрикового винта до положения, при котором щуп проходит контакты с незначительным сопротивлением.
- Затянуть винт прикрепления контакта.
Фотогалерея: регулировка зазора между контактами прерывателя
Устранение неисправности звукового сигнала и улучшение качества сигнала
Низкое качество звукового сигнала в основном вызвано неправильной регулировкой.
Из инструментов для наладки понадобятся:
- гаечный ключ на 7;
- простая отвертка.
Пошаговая инструкция
Для регулировки необходимо выполнить следующее:
- Ослабить контргайку гаечным ключом.
- Включить зажигание.
- Нажать на кнопку включения звукового сигнала.
- Настраивать звук путем вращения регулировочного винта.
- При достижении необходимого результата затянуть контргайку.
Электросхемы систем зажигания мотоцикла ИЖ юпитер 5
1 — лампа стояночного света — А 12-4; 2 — лампа дальнего — ближнего света фары — А 12-45:40; 3 — контрольная лампа работы генератора — А 12-1; 4, 5 — лампы подсветки шкалы спидометра — АМН 12-3; 6, 16, 17, 20, 23, 30 — лампы фонарей-указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа; 7 — комбинированный переключатель (правый переключатель); 8 — выключатель «стоп-сигнала» тормоза переднего колеса; 9 — прерыватель; 10 — свеча зажигания; 11 — катушка зажигания; 12 — генератор; 13 — выпрямитель-регулятор напряжения БПВ14-10; 14 — выключатель «стоп-сигнала» тормоза колеса; 15, 19 — лампы габарита бокового прицепа — А 12-5; 18 — лампа стоп-сигнала бокового прицепа — А 12-21-3; 21 — лампа стоп-сигнала мотоцикла — А 12- 21-3; 22 — лампа заднего габаритного фонаря мотоцикла — А 12-5; 24 — аккумуляторная батарея; 25 — предохранитель; 26 — включатель лампы «нейтрали»; 27 — выключатель зажигания; 28 — звуковой сигнал; 29 — переключатель сигнализации (левый переключатель); 31 — прерыватель указателей поворота; 32 — контрольная лампа дальнего света фары — А 12-1; 32 — контрольная лампа «нейтраль» — А 12-1; 33 — контрольная лампа фонарей-указателей поворота — АМН 12-3; Условные обозначения на блоке БПВ14-10 (поз. 12,13): XI — «-» обмотки возбуждения; Х2 — «-» аккумуляторной батареи («масса»); ХЗ — «+» вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 — фазы статорной обмотки генератора; Х8 — «+» аккумуляторной батареи.
Улучшение штатной системы
Для тех владельцев, которые не хотят переходить на бесконтактную систему зажигания, существуют и другие способы улучшения искрообразования.
При этом проводка мотоцикла ИЖ Юпитер 5 анализируется на предмет проблемных мест, и чаще всего:
- Диагностируется первичная цепь от АКБ к катушке;
- Выявляются места снижения напряжения, вызванные эксплуатационными условиями.
Простой осмотр первичной цепи продемонстрирует сразу несколько проблемных мест:
- четыре штепсельных разъема;
- аварийный выключатель зажигания;
- контакты центрального переключателя;
- контакты прерывателя.
При идеальных условиях эксплуатации столь сложный участок цепи будет работать безотказно.
А на практике он подвергается пыли грязи, летящей из-под колес, поэтому в цепи из-за увеличения сопротивления в местах контактов:
- снижается напряжение с 12 В до 7-8 В;
- этого недостаточно для возбуждения мощного разряда вторичной обмотки катушки;
- как следствие – низкий разряд на свече, делающий затруднительным воспламенение горючей смеси в цилиндрах.
А если к этому добавить «севший» аккумулятор и замасленные свечи с обгоревшими контактами, то процесс искрообразования становится и вовсе проблематичным.
Решают подобные дефекты мотоциклисты следующим образом:
- традиционная пайка. Проводка на ИЖ Ю5 избавляется от штепсельных соединений и банально пропаивается вручную каждый проводок с последующей изоляцией;
- установка дополнительного тумблера (на схеме №1), отключающего всех потребителей в момент запуска двигателя. Это позволяет подать на катушку максимальное напряжение с аккумуляторной батареи;
- переделка замка зажигания. К свободному разъему замка 4 (на схеме №2) припаивается провод, второй конец которого подается на плюсовую клемму катушки.
Штатный провод зажигания от клеммы 5 переносится на клемму 6 и при активации данного положения ключа, активируется упрощенная схема подачи питания с АКБ на первичный контур катушки.
Выводы: вы можете узнать из данной статьи не только опробованные способы улучшения электрической части мотоцикла (как и в статье об ), но и просмотреть видео материалы, наглядно демонстрирующие алгоритм работ по модернизации.
Мотоцикл ИЖ Планета 4 выпрямитель-регулятор
напряжения основная роль которого является выпрямление тока, зарядка аккумулятора и питание всех электрических приборов мотоцикла от генератора переменного тока мощностью 100вт. Выпрямитель-регулятор изменяет переменный ток в постоянный и делает его более стабильным.
Что сказывается в лучшую сторону на освещение, работу прерывателя указателей поворотов и стоп сигнала. Исправность выпрямитель-регулятора напряжения и заодно исправность генератора на мотоциклах ИЖ проверяется с помощью контрольной лампы. При заглушенном двигателе контролька горит, при заведенном гаснет. Это говорит о том что генератор и выпрямитель-регулятор исправны.
Уход за выпрямитель-регулятором заключается в очистке от пыли и грязи.
Грязь тормозит охлаждение выпрямитель-регулятора, что проводит к выходу его из строя.
Для правильного подключения, выпрямитель-регулятора напряжения на мотоцикле иж планета 4, на следующем фото видно какого цвета провод и куда подключен на соединительной колодке.
Условные обозначения выводов на блоке выпрямитель-регулятора БПВ 14-10.
-x1- минус обмотки возбуждения генератора, цвет провода Ч — чёрный
-x2 – минус аккумуляторной батареи (масса), цвет провода Кч — коричневый
x3 – плюсовой провод на контрольную лампу щитка приборов, цвет провода Г — голубой
x4, x5, x7 – фазы статорной обмотки генератора, цвет провода Р — розовый
x8 – плюс аккумуляторной батареи, цвет провода К — красный
Схема электрическая принципиальная блока БПВ 14-10Б
Если нужна картинка схемы большего резмера можно скачать по этой ссылке совершенно бесплатно.
При эксплуатации мотоцикла ИЖ Планета 4 работа выпрямителя-регулятора сказалась в лучшую сторону. Освещение стало стабильным, реле поворотов работает чётче.
Как установить БСЗ (бесконтактное зажигание), диодный мост и реле регулятор на мотоцикл
Необходимые запчасти и материалы:1. Это конечно демонтаж штатной системы.
а. Для реле-регулятора:
В систему регулирования заряда аккумулятора входит БПВ штатное и я бы назвал ротор генератора. От БПВ 2 провода подают напряжение на ротор через угольные щетки. Один щеточный провод (-) подключен на верхней части БПВ и он черного цвета должен быть. Второй провод должен быть красным (+) подключен на нижней правой части БПВ. Смело их снимаем. Теперь придется нагнуться к генератору. Поскольку применяемое реле-регулятор управляет током на роторе через (+), то делаю следующие манипуляции. На корпусе генератора установлены колодки пластиковые, которые позволяют изолировать соединения проводов от корпуса – “б”. Находим соединение щеточного белого и короткого проводка с черным проводом и освобождаем щеточный проводок (выкручиваем гаечку на М3, если не ошибаюсь ключом на 5). На нем насажена клемма 3мм, я ее рассверливаю (банально острием ножа) до 4 мм. И теперь эту клемму я одеваю на крепежные винты самой колодки и затягиваю,
тем самым подаю на щетку (-) – “а”. Таким действием я получаю 2 преимущества, 1 – освобождаю один провод в жгуте от верхней части проводки к генератору (он забран в черный кембрик), 2 – уменьшаю сопротивление в цепи р-р – ротор, пусть незначительно, но уменьшаю. На мой взгляд, при таком генераторе актуальна каждая половинка десятой части вольта, экономика должна быть экономной.
б. Для диодного моста от ВАЗ,ГАЗ:
Проще пареной репы. На БПВ подходят черные (у некоторых коричневые и Бог его знает какого еще цвета могут быть) провода (-) на левую нижнюю часть БПВ и красные (а также может быть один голубой, синий и т.д.) провода (+) на среднюю нижнюю часть БПВ. И три розовых (могут быть фиолетовыми, сизыми и т.д.) на правый бок БПВ. Черные освобождаю и скручиваю любой доступной скруткой, чтобы они не расползлись по щелям, так же поступаю и с красными. А розовые (они идут от генератора от каждой фазы и подводят переменный ток с каждой фазы, которых всего три) снимаю и оставляю как есть, все равно им деться некуда.
в. Для системы зажигания:
Вот собственно и все подготовительные работы. Можно приступать к монтажу.
Монтаж систем.
а. Для реле – регулятора:
До банальности все просто. Беру (+) в любом месте после ключа зажигания. Можно поставить клемму “мама” на красный провод, который шел на катушки зажигания. Однако если его задействовать, то делаем таким образом: Срезаем кольцевую клемму с красного (+) провода с катушки зажигания и добавляем к нему еще один конец монтажного провода, лучше тоже красного цвета, чтобы потом не путаться, длиной около 35см (в 1 клемму – 2 конца провода), обжимаю клемму, сверху одеваю кусок термоусадочного кембрика на клемму и нагреваю обычной зажигалкой. Кембрик обтянет клемму и провод достаточно плотно и в случае если он когда-нибудь выскочит, то КЗ не произойдет. Это у нас клемма пойдет на паз р-р под №15 “а”.
Беру провод (+) щетки, он у правого бака, если помните, мы его сняли с правой нижней части БПВ, а там по моему уже есть клемма “мама”, если нет, то поставьте. И опять же термоусадочный кембрик рулит. Это провод для клеммы р-р №67 “б”. Берем р-р, и подключаем. В последствии, когда будете подвешивать баки, на нижнее ухо (рядом с седлом) левого бака прикручиваем на массу “в”. Ни в коем случае без того, чтобы закрепить р-р на массу (крепление бака) не запускайте двигатель, иначе р-р либо сгорит, либо изменит параметры регулирования тока. Хотя я спалил их уже штук 4-5, забыв прикрутить на массу. Кстати, не парьтесь насчет (-) щетки, мы ее уже прикрутили на (-). Теперь напруга должна подняться. Могу только добавить, что, как и все запы, р-рможет быть в своей массе низкого качества и разброс по параметрам значительный. Вполне вероятен вариант, что вам попадется левак, потому чеки не выбрасываем и меняем. Теперь во время пуска двигателя напряжение на клеммах аккумулятора должно составить не менее 12,4В (в случае если статор нормальный и ротор, т.е. генератор исправен!).
Тюнинг двигателя ИЖ Планета 5 своими руками
Разобравшись с тем, как будет выглядеть тюнинг мото ИЖ Планета 5, ездоку может показаться недостаточной мощность. Так и есть, ведь заводских 20 – 25 л.с. родного мотора хватает для тесных улочек, но на трассе мотор упирает спидометр в отметку 120, за которую выбраться достаточно сложно. Именно поэтому, следующим шагом предлагаем затюнинговать ваш мотор. Первым делом следует провести полную ревизию основных элементов, влияющих на мощность: зажигание, воздушный фильтр, карбюратор, выхлоп. 50% успеха состоит в правильной настройке и обслуживании этих «капризных» узлов мотора. Если все в порядке, но мощи все еще не хватает, тогда дальше есть два пути:
- Первый – модификация существующих узлов;
- Второй – комплексный тюнинг двигателя ИЖ Планета 5 с заменой деталей.
Первый вариант подходит тем, кто старается сохранить заводское состояние своего байка. Тогда чтобы ехать немного быстрее, можно прочистить выхлоп, который неизбежно забивается остатками масла. Следующим шагом может стать установка жиклеров с большей пропускной способностью на карбюратор. Попутно проводим ревизию фильтрующего элемента, он должен в полной мере справляться со своей задачей, следите за уровнем масла. Последним пунктом будет – замена свечей и точная настройка зажигания. При должном подходе можно получить максимум из своего двигателя. Максимальная скорость не увеличится, но приемистость мотора определенно станет лучше. В некоторых моделях установлена «тяговая»ведущая звезда, с большим количеством зубьев, если ее заменить на «скоростную», то можно прибавить минимум 10 км/час к максималке. Наездники, которых в первую очередь беспокоит чувство скорости должны подготовится изучить множество специальной литературы, ведь для заметного улучшения мощности мотора придется заменить основные его компоненты. Начать стоит с ревизии цилиндро-поршневой группы. Лучше всего сразу заменить коленвал с подшипниками, шатун и поршень с кольцами на аналоги от Японских моделей. Новые запчасти будут прочнее и легче чем старые ИЖ планета 5 тюнинг заметно улучшит мотор, позволит ему проще раскручиваться и сохранять ресурс. Следом заменяем впускную систему, это — новый, более производительный карбюратор. За ним устанавливается фильтр пониженного сопротивления и еще один важный элемент впуска — лепестковый клапан. Замене стоит подвергнуть и выхлоп. Из старых запчастей останется лишь часть колена, а за ним варится специальный резонатор (схемы с размерами можно найти в интернете).
Из-за особенностей 2Т двигателей выхлоп не может быть прямоточным, он должен обеспечивать обратный импульс, который будет препятствовать выплеску воздушно-топливной смеси из камеры сгорания. Уже после резонатора ставится глушитель, который в общем может отсутствовать, если вы предпочитаете громкий рев мотора. Последний, но не по значению элемент – система зажигания. Ее лучше сразу заменить на электронную, ведь контактная практически все время сбивается и ее приходится очень часто настраивать. Электронная система избавляет от регулярной ревизии механизма и позволяет удерживать кривую мощности и момента на любых оборотах.
Провода и предохранители
Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме — отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» (кузовом), которая выполняет функцию второго провода. Схемы электрооборудования автомобилей Иж-2717 и Иж-27171 представлены на рис. 7.1а и 7.1б (см. цветную вклейку).
Рис. 7.1а. Схема электрическая принципиальная автомобилей Иж-2717 и Иж-27171: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – выключатель (замок) зажигания; 4 – реле стартера; 5 – реле включения электродвигателя вентилятора радиатора; 6 – cтартер; 7 – блок управления системы ЭПХХ; 8 – катушка зажигания; 9 – распределитель зажигания; 10.1–10.4 – свеча зажигания; 11 – микропереключатель сиситемы ЭПХХ; 12 – электромагнитный клапан системы ЭПХХ; 13 – переключатель наружного освещения; 13.1 – лампа; 14 – подрулевой переключатель; 15 – блок реле и предохранителей; 15.K2 – реле поворотов и аварийной сигнализации; 15. K3 – реле стеклоочистителя; 15.K6 – реле звукового сигнала; 15. K8 – реле дальнего света фар; 15.K9 – реле ближнего света фар; 15F10–15.F15 – предохранитель 7, 5 А; 15.F2, 15.FЗ — предохранитель 10 А; 15.F16 – предохранитель 15 А; 15.F4, 15.F5 – предохранитель 20 А; 15.F7 – предохранитель З0 А; 16.1, 16.2 – электропривод корректора фар; 17 – блок управления корректором фар; 18 – выключатель фонаря освещения вещевого ящика; 19, 20 — фонарь освещения номерного знака; 19.1, 20.1 – лампа; 21 – патрон подсветки символов; 21.1 – лампа; 22 – фонарь освещения вещевого ящика; 22.1 – лампа; 23 – блок-фара левая; 23.1 – лампа; 23.2 – лампа габарита; 23.3 – лампа указателя поворота; 24 – левая блок-фара; 24.1 – лампа; 24.2 – лампа габарита; 24.3 – лампа указателя поворота; 25 – задний правый фонарь; 25.1 – лампа габаритного света; 25.2 – лампа заднего хода; 25.3 – лампа противотуманная; 25.4 – лампа стоп-сигнала; 25.5 – лампа указателя поворота; 26 – задний левый фонарь; 26.1 – лампа габаритного света; 26.2 – лампа заднего хода; 26.3 – лампа противотуманная; 26.4 – лампа стоп-сигнала; 26.5 – лампа указателя поворота; 27 – выключатель света заднего хода; 28 – плафон освещения салона; 28.1 – лампа; 29 – выключатель плафона освещения салона; 30 – выключатель противотуманного света; 30.1 – лампа; 31 – выключатель стоп-сигнала; 32 – выключатель аварийной сигнализации; 32.1 – лампа; 33 – реле задних противотуманных фонарей; 34, 35 – боковой указатель поворота; 34.1, 35.1 – лампа; 36 – звуковой сигнализатор указателя поворота и стояночного тормоза; 37 – выключатель звукового сигнала на рулевой колонке; 38 – звуковой сигнал; 41 – комбинация приборов; 41.1 – тахометр; 41.2 – спидометр; 41.3 – указатель уровня топлива; 41.4 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 41.6 – контрольная лампа включения центрального переключателя наружного освещения; 41.7 – контрольная лампа закрытия воздушной заслонки карбюратора; 41.8 – сигнальная лампа аварийного падения давления масла; 41.9 –сигнальная лампа аварийного состояния тормозной системы; 41.10 – сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи; 41.11 – контрольная лампа включения левого указателя поворота; 41.12 – контрольная лампа включения правого указателя поворота; 41.13 – лампа контроля двигателя; 41.14 – сигнальная лампа падения уровня тормозной жидкости; 41.15 – сигнальная лампа резерва топлива; 41.16 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 41.17 – контрольная лампа включения дальнего света; 41.18–41.20 – лампа освещения приборов; 42 – датчик указателя давления масла; 43 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 44 – выключатель контрольной лампы аварийного состояния тормозов; 45 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 46 – выключатель освещения приборов; 47 – датчик скорости автомобиля; 48 – датчик указателя уровня топлива; 49 – моторедуктор стеклоочистителя; 50 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 51 – переключатель отопителя; 52 – добавочный резистор отопителя; 53 – электродвигатель вентилятора отопителя; 54 – термореле электродвигателя вентилятора системы охлаждения; 55 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 56 – штепсельная розетка; 57 – прикуриватель; 58 – лампа
Блок предохранителей иж 2717
Прочел на сайте статьи об установке противотуманных фар на ИЖ 2126 и об обогреве зеркал. Немало подивился изобретательности авторов. Посему хочу поделиться своим опытом на сей счет и, заодно, скажу пару слов по поводу обогрева заднего стекла, заднего стеклоочистителя и т.п. На моей машине стоят ПТФ, ОЗС и задний стеклоочиститель с омывателем.
На большинстве СТО, даже уважаемых, как показал опыт, работают электрики, имевшие прочную двойку по физике в школе, не умеющие читать схемы и вообще читать; представление их о реле на уровне песни Высоцкого: «Что, реле там с ячейкой шалят?» А их представления об ИЖах Вам, уважаемые ИЖеводы, известны. Наверно их в детстве мамы не любили или папы сильно били, иначе, отчего же они такие глупые или грубые? Прошу не обижаться вежливых, доброжелательных и знающих электриков, ибо речь сейчас не о них, драгоценнейших. Кстати, очень буду рад познакомиться с таким милым человеком.
Не секрет также, что электрика Ижа оставляет желать. Но, быть может, для некоторых будет новостью, что в ИЖ 2126 предусмотрена или немного недопредусмотрена штатная установка полного комплекта мыслимых электропотребителей.